Вклад «Запсибгазпрома» в освоение Арктики: от логистики до инновационных баз

Строительство в условиях Арктики стало возможным благодаря профессионализму специалистов компании «Запсибгазпром», которые реализовали уникальные проекты в зоне вечной мерзлоты.
Впервые в истории современной России велась такая масштабная работа в условиях Крайнего Севера. Ранее в этих краях проводились лишь краткосрочные экспедиции, а постоянная деятельность ограничивалась исследованиями ученых. Работа «Запсибгазпрома» не только укрепила обороноспособность страны, но и доказала, что даже в самых экстремальных условиях можно создавать современные автономные комплексы.



Логистика: преодоление невозможного 

Запсибгазпром» организовал логистическую систему для доставки материалов в Арктику. Все компоненты — от бетонных плит до оборудования — завозились с материка через порты Архангельска, Кандалакши и Мурманска. Только в 2015 году на объекты было доставлено 43 тыс. тонн грузов, включая материалы для строительства самого северного аэродрома России.
Доставка осуществлялась в краткие периоды навигации с ледокольным сопровождением.
Для перегрузки использовались вертолеты, что ускоряло процесс в условиях ограниченного времени.
Работы велись круглогодично, включая полярную ночь, а командировки строителей длились от 4 месяцев.



Интересные факты:
  • Для защиты от обледенения строители использовали спецпокрытия, разработанные совместно с российскими научными институтами.
  • Ледоколы, сопровождавшие грузы, иногда прокладывали путь через льды толщиной до 3 метров.
Специалисты компании, фактически оторванные от «большой земли», решали задачи в условиях, где связь с материком поддерживалась только через спецканалы, а погода большую часть года делала строительство невозможным.



«Северный Клевер»: символ арктического комфорта

На острове Котельный «Запсибгазпром» возвел первую в мире автономную военную базу за Полярным кругом — «Северный Клевер».

Комплекс площадью 14 тыс. м² в форме трилистника, окрашенный в цвета российского флага, объединил жилые блоки, храм, автомобильный парк и инженерные сети.


Инфраструктура
  • Водоочистные сооружения (130 м³/сутки)
  • Канализационные системы (100 м³/сутки)
  • Отапливаемые переходы, исключающие выход на открытый воздух
Автономность: 250 военнослужащих могут жить и работать без контакта с внешним миром до 18 месяцев.

Интересные факты:

  • Для энергоснабжения используются гибридные системы: дизельные генераторы сочетаются с солнечными панелями, работающими даже в условиях полярного дня.
  • На территории базы высажена экспериментальная «арктическая оранжерея», где выращивают зелень для улучшения рациона военных.
База, построенная на месте советского объекта, стала «миром в миниатюре» с зонами отдыха, дежурства и духовной поддержки.


«Арктический трилистник»: технологический прорыв на 80-й широте

На острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа) «Запсибгазпром» реализовал уникальный проект — «Арктический трилистник», единственный в мире капитальный объект замкнутого цикла на 80-й параллели.


Комплекс рассчитан на автономное проживание и выполнение служебных задач гарнизоном численностью 150 человек в течение 18 месяцев. База обеспечена хранилищами продовольствия и горючего.
Строительство велось в сложных климатических условиях арктической пустыни, все необходимые материалы и оборудование завозились через Северный морской путь в течение четырех месяцев летней навигации.
С 2018 года на базе дислоцирована 71-я тактическая группа Северного флота.
Интересный факт: «Арктический трилистник» - это единственный в мире объект капительного строительства замкнутого цикла, возведенный на 80-ом градусе северной широты.



Аэродром на военной базе «Темп»: вызовы и достижения

Остров Котельный, расположенный в суровых условиях Арктики, стал ключевым звеном для реализации важнейших инфраструктурных проектов России. Одним из таких объектов является военная база «Темп» и её аэродром, строительство которого превратилось в уникальный пример инженерного искусства и выдержки.
Предпосылки и трудности строительства Работы на аэродроме начались с модернизации старой советской взлетно-посадочной полосы, расположенной на галечной косе одного из заливов Котельного. Основной задачей на начальном этапе стало создание 600-метровой полосы, пригодной для посадки вертолетов. Арктические условия диктовали свои требования: зимой в этих широтах вертолеты вынуждены садиться не вертикально, а по глиссаде, как самолеты. Работы осложнялись погодными условиями, особенностями местного ландшафта и сложной логистикой. Полоса нуждалась в развороте и расширении, а также в оборудовании рулежными дорожками.

Одной из главных сложностей стало обеспечение строительства квалифицированным персоналом. Люди должны были не только обладать нужными навыками, но и быть готовыми работать в условиях Арктики. Рабочих и инженерно-технический персонал приходилось регулярно менять из-за специфики климата, что вызывало дополнительные трудности в логистике. Тем не менее, благодаря слаженной работе кадрового аппарата и компании «Запсибгидрострой», удавалось поддерживать достаточный уровень квалифицированных специалистов, что стало залогом успешного завершения этапов строительства.

Уникальность проекта и его значение Аэродром стал частью масштабного проекта по строительству базы «Северный клевер», которая выполнена в форме трехлучевой звезды в цветах российского флага. База включает общежитие для военных, хранилища техники, системы водоочистки и отопления. Строительство таких объектов под патронажем Министерства обороны — это не просто создание инфраструктуры, но и вклад в укрепление стратегического присутствия России в Арктике. Уникальность аэродрома на базе «Темп» заключается не только в его технических характеристиках, но и в способности команды преодолевать многочисленные вызовы, будь то природные условия или кадровые проблемы.

Ход строительства

АРКТИКА, изображение №9


Аэродром на базе «Темп» стал символом современного освоения Арктики. Его строительство — это пример инженерного подвига и доказательство того, что даже в самых сложных условиях возможно воплотить в жизнь проекты национального масштаба.


НООВАЯ ЗИМОВОЧНАЯ СТАЦИЯ  "ВОСТОК"

Антарктида, изображение №1


История:
Российская антарктическая научная станция Восток создана 16 декабря 1957 года 2-й Советской Антарктической экспедицией под руководством Алексея Трёшникова.
Перед Алексеем Фёдоровичем стояла задача дойти походом от побережной станции Мирный до южного геомагнитного полюса с целью основания Советской станции. Спустя два месяца похода, участники похода остановились на снежной поверхности ледяного плато Центральной Антарктиды с координатами 78° 28’S и 106° 48’Е, на расстоянии 1410 км. от станции Мирный. Тогда никто и не подозревал , какую ценность для науки сыграет именно это расположение станции.
После многолетней работы сначала было доказано существование подледного озера , а 5 февраля 2012 года ученые-полярники посредством бурения скважины достигли пресного подводного озера на глубине 3 769 метров.
В 2019 году президентом Российской Федерации на заседании Попечительского совета Русского географического общества принято решение о строительстве нового зимовочного комплекса.
По поручению Правительства построили новый зимовочный комплекс антарктической станции «Восток». Предыдущий комплекс был создан еще в 1957 году и потребовал полной замены.

 Интересный факт: На станции Восток в 1983 году был зафиксирован абсолютный температурный минимум – 89,2°С. Поэтому совместно с научно-исследовательскими институтами, производились испытания для работы станции при температуре до - 100°С, чтобы обеспечить запас прочности и надежности изготавливаемого комплекса.

Интересный факт:
На станции Восток в 1983 году был зафиксирован абсолютный температурный минимум – 89,2°С.
Поэтому совместно с научно-исследовательскими институтами, производились испытания для работы станции при температуре до - 100°С, чтобы обеспечить запас прочности и надежности изготавливаемого комплекса.


Перед компанией ОАО «Запсибгазпром» стояла уникальная задача: в сжатые сроки с сентября 2019 по август 2020 реализовать концепт в рабочий проект, по которому требовалось изготовить конструкции станции с обязательной контрольной сборкой-разборкой в России с последующей доставкой станции и грузов для ее строительства в Антарктиду.

Контрольную сборку комплекса выполнили в Гатчине в 2020 году. В декабре 2023 года станция сдана в опытную эксплуатацию в Антарктиде.
Новый комплекс площадью более 3350 м² установлен на 36 опорах высотой более 3 м — поэтому его не занесёт снегом. При монтаже станции использовали сложную систему утепления, которая способна выдержать экстремально низкую температуру (до -90°С). Суммарная толщина наружных стен составляет 650 мм.
Всего станция состоит из 5 блоков. Все жилые и технические сооружения спроектированы таким образом , чтобы в случае отказа одного из модулей или конструктивной части в результате инцидента, была доступна дублирующая инженерная система и жилое пространство.
У двух из пяти блоков имеются наружные склады дизельного топлива с эстакадами топливопроводов. При полном наполнении которых, гарантирована автономность станции в 2 года.

Антарктида, изображение №3

Антарктида, изображение №4

Антарктида, изображение №5

Антарктида, изображение №6



В 2022 году на станции «Прогресс» построили снежно-ледовую взлетно-посадочную полосу. Это позволило доставить персонал для строительства станции воздушным путем.

Интересный факт: Для доставки людей от побережья до станции Восток используются специальный вездеход «Бурлак», а для доставки грузов широкогусенечные тракторы, которые выполняют роль тягачей. Путь от побережья до станции занимает 12 дней.



Камчатский край

Камчатский край, изображение №1

Зоопитомник «Международный центр реабилитации, репродукции и сохранения редких видов птиц на Камчатке»
Инвестиционный проект ООО «Соколиный центр “Камчатка”» презентовали в рамках Восточного экономического форума в 2019 году, в декабре 2020 ему был присвоен статус резидента территории опережающего развитие.

Цель проекта – запуск и строительство центра репродукции и сохранения редких видов крупных птиц хищных пород. В создании принимали участие Минприроды России, фонд «Росконгресс» и Правительство Камчатского края.
В соответствии с поручением Президента на территории Мильковского района Камчатского края построили зоопитомник площадью более 300 га. Объект удален от ближайших населенных пунктов на 30 км и более.
В составе Соколиного центра - корпус с помещениями для орнитологов , блоки питомника для птиц, вольеры для молодняка, облёточные площадки, жилой комплекс для почетных гостей, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.

Камчатский край, изображение №2

Камчатский край, изображение №3

Камчатский край, изображение №4

Камчатский край, изображение №5

Камчатский край, изображение №6


В питомнике установили 3 дизельные электростанции (2 по 320 кВт и 1 в 450 кВт), смонтировали понижающую подстанцию (35-10 кВт) а также 2 подстанции (10-0,4 кВт). На объекте работают все инженерные сети: электрическое теплоснабжение, водопровод (из 2 скважин и 2 накопительных резервуаров в 120 м³ каждый). А также канализация, вентиляция, освещение, беспроводной интернет. На территорию проложен оптико-волоконный кабель «Ростелекома», а также сотовая вышка МТС.
На объекте установлено порядка 1000 видеокамер для наблюдения за птицами и жизнью центра, изображения выведены на 2 видеостены: 10×2,5 м и 6×2,5 м).

Камчатский край, изображение №7

Камчатский край, изображение №8

Камчатский край, изображение №9


Отправьте заявку на бронирование квартиры и наши специалисты свяжутся с вами

Не заполнены обязательные поля
Заявка успешно отправлена
Во время отправки произошла ошибка. попробуйте позже.

Отправьте заявку на бронирование квартиры и наши специалисты свяжутся с вами

Не заполнены обязательные поля
Заявка успешно отправлена
Во время отправки произошла ошибка. попробуйте позже.

Отправьте заявку на бронирование парковочного места и наши специалисты свяжутся с вами

Не заполнены обязательные поля
Заявка успешно отправлена
Во время отправки произошла ошибка. попробуйте позже.

Отправьте заявку на просмотр квартиры и наши специалисты свяжутся с вами

Не заполнены обязательные поля
Заявка успешно отправлена
Во время отправки произошла ошибка. попробуйте позже.

Отправьте заявку на просмотр коммерческой недвижимости и наши специалисты свяжутся с вами

Не заполнены обязательные поля
Заявка успешно отправлена
Во время отправки произошла ошибка. попробуйте позже.

Отправьте заявку на звонок и наши специалисты Вам перезвонят

Не заполнены обязательные поля
Заявка успешно отправлена
Во время отправки произошла ошибка. попробуйте позже.

Отправьте заявку на ипотеку и наши специалисты Вам перезвонят

Не заполнены обязательные поля
Заявка успешно отправлена
Во время отправки произошла ошибка. попробуйте позже.

Задайте вопрос и наши специалисты Вам ответят

Не заполнены обязательные поля
Заявка успешно отправлена
Во время отправки произошла ошибка. попробуйте позже.

Отправьте заявку на звонок и наши специалисты Вам перезвонят

Не заполнены обязательные поля
Заявка успешно отправлена
Во время отправки произошла ошибка. попробуйте позже.